Почему моторные масла в принципе не могут справиться с износом мотора

Эта статья написана для лучшего понимания того, почему моторное масло не справляется с защитой мотора.
Помните, кто постарше, в 90-х ходили легенды о надежности немецких автомобилей, о том, что мерседесы такси ходили до ремонта по 300 тыс. км и более. Современные немецкие машины рассчитаны на сильно меньший пробег, как правило в пределах 100 тыс. км. Именно такой пробег часто ставили при продажах в автосалонах - как срок гарантии. В чем же причина?
Какие функции у моторного масла
Простым языком - моторное масло создано для:
- Смазки мотора во всех режимах работы двигателя и защиты от износа.
- Охлаждения мотора.
- Защиты мотора от отложений и коррозии.
Для этого моторные масла и создаются как комбинированные растворы, состоящие из базового масла (основа вязкостных свойств) и комплекса жидких присадок. И от правильного подбора всех параметров и зависит эффективность защиты мотора.
Так как, основная по частоте использования на сегодня основа делается из нефти, то для стабилизации ее вязкости в режимах и жары и холода придумали полимерные загустители, то есть присадки, которые делают масло всесезонным. Проблема этих загустителей – они не любят перепадов температур и постепенно разрушаются, вот почему практически все масла в процессе пробега теряют свою вязкость. Одни больше, другие меньше. Все зависит от количества и качества (цены) загустителей и качества изначальной базы масла.
Причины износа
90% износа мотора происходит при его запуске. И причины тут две. Об одной многие знают, о другой не догадываются.
Первая причина, сухой запуск. За ночь или длительную стоянку большинство масел стекают со стенок цилиндров в картер и первые 100 оборотов мотор делает всухую.
А вот вторая причина, хорошо описанная в статье компании Кастрол:
Традиционные цинкофосфатные противоизносные присадки, впервые запатентованные основателем Castrol Чарльзом Уэйкфилдом еще в 1935 году, в силу своих свойств начинают работать лишь после достижения маслом температуры в 60 градусов Цельсия.
Только к 80 градусам на поверхности металла создается защитная пленка — трибохимический реакционный слой, препятствующий износу двигателя. А это значит, что до прогрева двигатель с обычным маслом изнашивается максимально интенсивно.
Эти две причины в основном и проводят к износу цилиндро-поршневой группы.
Кроме того, еще одна причина повышенного износа двигателя – это горячие отложения на поршнях и кольцах (нагары), а также холодные отложения (шламы) в системе смазки. Первые приводят к задирам стенок цилиндров, а вторые к задирам вкладышей коленвала, потере давления масла и коррозии.
Важно понять, как появляются отложения в двигателе
При сгорании топливно-воздушной смеси важна герметичность поршневых колец. Нормальное уплотнение обеспечивает хорошее давление (компрессию) в камере сгорания, для того что бы вся смесь сгорала. Но уплотнение все равно пропускает некоторую часть несгоревшего топлива в масло, вызывая срабатывание присадок и разжижение самого масла, а также снижение моющей способности масла. С ростом износа протечки увеличиваются. И обратная картина, часть моторного масла через уплотнение проникает в камеру сгорания и сгорает там. Пакет присадок сгорая образует горячие отложения – твердый нагар на поршневых кольцах и на поршне. Это и ухудшает отвод тепла от поршня и может вызывать задиры в цилиндрах. А значит, усиливается абразивный износ.
С ростом пробега автомобиля угар масла растет, растет и износ. Таким образом, и загрязнение двигателя и его износ взаимосвязаны и усиливают друг друга.
Городское движение - как фактор износа
За последние пару десятков лет изменились и двигатели, и само дорожное движение. Загруженность дорог выросла. Исследование Global Traffic Scorecard, которое провела международная компания INRIX, показало, что водители в таком крупном мегаполисе как Москва, проводят в пробках в среднем 210 часов в год. Подобный режим движения подразумевает большое количество остановок и продолжительную работу двигателя на холостом ходу. Вместе с тем, именно в этот момент двигатель подвержен большему износу. Нагрузка на детали двигателя при движении по городу в пробках на 66% выше, чем по трассе.
Более того, исследования, проведенные британским университетом Лидса совместно с Castrol на примере бензинового двигателя BMW, показали следующее. Показатель, указывающий на повышение износа двигателя — maximum share stress (максимальное напряжение сдвига) в газораспределительном механизме имеет линейную зависимость от частоты вращения коленчатого вала. Средний износ толкателей и кулачков распределительного вала при 800 об./мин. оказался значительно выше, чем при 4000 об./мин. А ведь именно газораспределительный механизм — то самое место, где в силу граничного характера трения, противоизносные присадки наиболее эффективно демонстрируют свою работоспособность.
Кроме того, короткие поездки в городе, когда масло в двигателе не успевает прогреться, также ведут к повышенному износу.
Следующая проблема, ведущая к ускорению износа – неправильное определение срока замены моторного масла
Многие автовладельцы не понимают, что новый автомобиль и автомобиль с пробегом - это две большие разницы. После 50-70000 км пробега нового автомобиля в двигателе постепенно накапливаются отложения и моторное масло уже не может отработать положенный интервал, как в чистом двигателе (без отложений). После замены, свежее масло практически сразу начинает домывать оставшиеся отложения в моторе, тем самым сокращая свой срок службы. Для этого случая и появились различные пятиминутки или промывочные масла. Вот поэтому и нужно понемногу сокращать интервал замены масла. Кроме того, необходимо учитывать разницу в нагрузках мотора. В тяжелых условиях эксплуатации (городская езда, езда в горах, езда с прицепом) все автопроизводители рекомендуют сократить интервал использования масла практически в два раза.
Борьба за экологию в ущерб анти-износным свойствам масел
С 2007 года появилась новая «напасть» - борьба за экологию. Все автомобильные производители бросились в борьбу с выхлопами и ввели экологические требования к маслам. Например, в Европе - это АСЕА класс С, который вынесли на первое место на этикетках масел.
Это связано с тем, что вводя технологии дожига несгоревшего топлива, катализаторы оказались очень уязвимы к золе, которая образуется при сгорании моторного масла в камере сгорания. И тогда автопроизводители ввели требования снизить в маслах содержание противоизносных цинковых присадок. Это привело к снижению срока реальной службы масла и росту износа двигателей. Сами системы дожига (типа EGR) привели еще и к повышению рабочей температуры масел, а значит к более быстрому расходу присадок, что так же сокращает реальный срок службы современных масел. Противоизносными свойствами масел пожертвовали в угоду экологии.
Вот поэтому и ресурсы современных двигателей автомобилей значительно снизились.
Выводы
- Современные «экологические» масла не справляются с нагрузками эксплуатации автомобиля.
- Сроки замены современных масел существенно снижены.
- Для снижения износа современных моторов дополнительные присадки, улучшающие условия работы моторных масел – необходимость, а не экзотика.
Лубрифилм металл – идеальный выбор в данном случае, потому что он не меняет состав вашего масла, он меняет условия его работы:
- Восстанавливает компрессию, уплотнение в камере сгорания, тем самым устраняет прорывы несгоревшего топлива в картер и утечки масла в камеру сгорания. Сгорание топлива улучшается за счет восстановленной компрессии.
- Улучшаются условия работы моторного масла, что позволяет продлить его ресурс до следующей замены.
Лучшая присадка для холодного пуска! Реальный опыт!
Добрый день, хочу поделится результатами после применения антифрикционной присадки в масло Лубрифилм Бортек.
Сначала немного предыстории!
Отзыв из Воронежа на моторное масло Лубрифилм с керамикой
Впечатление от применения моторного масла Lubrifilm BORTEC вязкость 5w40.
Буквально через 5км пробега, появилось ощущение, очень существенного прироста крутящего момента двигателя. Эластичность двигателя выросла кратно, он спокойно тянет на второй, третьей передаче с тысячи оборотов, разгон стал намного мощнее и интенсивнее, электроника снизила холостые обороты до 850 с 1000, после трёх тысяч оборотов, разгон стал напоминать подключение турбины.
После пробега в 500 км все положительные эффекты только усилились, двигатель крутится до ограничителя, как спортивный!
Все отзывы...
Оставить отзыв