Почему моторные масла в принципе не могут справиться с износом мотора

Аватар пользователя Manager

 

Эта статья написана для лучшего понимания того, почему моторное масло не справляется с защитой мотора.

Помните, кто постарше, в 90-х ходили легенды о надежности немецких автомобилей, о том, что мерседесы такси ходили до ремонта по 300 тыс. км и более. Современные немецкие машины рассчитаны на сильно меньший пробег, как правило в пределах 100 тыс. км. Именно такой пробег часто ставили при продажах в автосалонах - как срок гарантии. В чем же причина?

Какие функции у моторного масла

Простым языком - моторное масло создано для:

  1. Смазки мотора во всех режимах работы двигателя и защиты от износа.
  2. Охлаждения мотора.
  3. Защиты мотора от отложений и коррозии.

Для этого моторные масла и создаются как комбинированные растворы, состоящие из базового масла (основа вязкостных свойств) и комплекса жидких присадок. И от правильного подбора всех параметров и зависит эффективность защиты мотора.

Так как, основная по частоте использования на сегодня основа делается из нефти, то для стабилизации ее вязкости в режимах и жары и холода придумали полимерные загустители, то есть присадки, которые делают масло всесезонным. Проблема этих загустителей – они не любят перепадов температур и постепенно разрушаются, вот почему практически все масла в процессе пробега теряют свою вязкость. Одни больше, другие меньше. Все зависит от количества и качества (цены) загустителей и качества изначальной базы масла.

Причины износа

90% износа мотора происходит при его запуске. И причины тут две. Об одной многие знают, о другой не догадываются.

Первая причина, сухой запуск. За ночь или длительную стоянку большинство масел стекают со стенок цилиндров в картер и первые 100 оборотов мотор делает всухую.

А вот вторая причина, хорошо описанная в статье компании Кастрол:

Традиционные цинкофосфатные противоизносные присадки, впервые запатентованные основателем Castrol Чарльзом Уэйкфилдом еще в 1935 году, в силу своих свойств начинают работать лишь после достижения маслом температуры в 60 градусов Цельсия.

Только к 80 градусам на поверхности металла создается защитная пленка — трибохимический реакционный слой, препятствующий износу двигателя. А это значит, что до прогрева двигатель с обычным маслом изнашивается максимально интенсивно.

Эти две причины в основном и проводят к износу цилиндро-поршневой группы.

Кроме того, еще одна причина повышенного износа двигателя – это горячие отложения на поршнях и кольцах (нагары), а также холодные отложения (шламы) в системе смазки. Первые приводят к задирам стенок цилиндров, а вторые к задирам вкладышей коленвала, потере давления масла и коррозии.

Важно понять, как появляются отложения в двигателе

При сгорании топливно-воздушной смеси важна герметичность поршневых колец. Нормальное уплотнение обеспечивает хорошее давление (компрессию) в камере сгорания, для того что бы вся смесь сгорала. Но уплотнение все равно пропускает некоторую часть несгоревшего топлива в масло, вызывая срабатывание присадок и разжижение самого масла, а также снижение моющей способности масла. С ростом износа протечки увеличиваются. И обратная картина, часть моторного масла через уплотнение проникает в камеру сгорания и сгорает там. Пакет присадок сгорая образует горячие отложения – твердый нагар на поршневых кольцах и на поршне. Это и ухудшает отвод тепла от поршня и может вызывать задиры в цилиндрах. А значит, усиливается абразивный износ.

С ростом пробега автомобиля угар масла растет, растет и износ. Таким образом, и загрязнение двигателя и его износ взаимосвязаны и усиливают друг друга.

Городское движение - как фактор износа

За последние пару десятков лет изменились и двигатели, и само дорожное движение. Загруженность дорог выросла. Исследование Global Traffic Scorecard, которое провела международная компания INRIX, показало, что водители в таком крупном мегаполисе как Москва, проводят в пробках в среднем 210 часов в год. Подобный режим движения подразумевает большое количество остановок и продолжительную работу двигателя на холостом ходу. Вместе с тем, именно в этот момент двигатель подвержен большему износу. Нагрузка на детали двигателя при движении по городу в пробках на 66% выше, чем по трассе.

Более того, исследования, проведенные британским университетом Лидса совместно с Castrol на примере бензинового двигателя BMW, показали следующее. Показатель, указывающий на повышение износа двигателя — maximum share stress (максимальное напряжение сдвига) в газораспределительном механизме имеет линейную зависимость от частоты вращения коленчатого вала. Средний износ толкателей и кулачков распределительного вала при 800 об./мин. оказался значительно выше, чем при 4000 об./мин. А ведь именно газораспределительный механизм — то самое место, где в силу граничного характера трения, противоизносные присадки наиболее эффективно демонстрируют свою работоспособность.

Кроме того, короткие поездки в городе, когда масло в двигателе не успевает прогреться, также ведут к повышенному износу.

Следующая проблема, ведущая к ускорению износа – неправильное определение срока замены моторного масла

Многие автовладельцы не понимают, что новый автомобиль и автомобиль с пробегом - это две большие разницы. После 50-70000 км пробега нового автомобиля в двигателе постепенно накапливаются отложения и моторное масло уже не может отработать положенный интервал, как в чистом двигателе (без отложений). После замены, свежее масло практически сразу начинает домывать оставшиеся отложения в моторе, тем самым сокращая свой срок службы. Для этого случая и появились различные пятиминутки или промывочные масла. Вот поэтому и нужно понемногу сокращать интервал замены масла. Кроме того, необходимо учитывать разницу в нагрузках мотора. В тяжелых условиях эксплуатации (городская езда, езда в горах, езда с прицепом) все автопроизводители рекомендуют сократить интервал использования масла практически в два раза.

Борьба за экологию в ущерб анти-износным свойствам масел

С 2007 года появилась новая «напасть» - борьба за экологию. Все автомобильные производители бросились в борьбу с выхлопами и ввели экологические требования к маслам. Например, в Европе - это АСЕА класс С, который вынесли на первое место на этикетках масел.

Это связано с тем, что вводя технологии дожига несгоревшего топлива, катализаторы оказались очень уязвимы к золе, которая образуется при сгорании моторного масла в камере сгорания. И тогда автопроизводители ввели требования снизить в маслах содержание противоизносных цинковых присадок. Это привело к снижению срока реальной службы масла и росту износа двигателей. Сами системы дожига (типа EGR) привели еще и к повышению рабочей температуры масел, а значит к более быстрому расходу присадок, что так же сокращает реальный срок службы современных масел. Противоизносными свойствами масел пожертвовали в угоду экологии.

Вот поэтому и ресурсы современных двигателей автомобилей значительно снизились.

Выводы

  1. Современные «экологические» масла не справляются с нагрузками эксплуатации автомобиля.
  2. Сроки замены современных масел существенно снижены.
  3. Для снижения износа современных моторов дополнительные присадки, улучшающие условия работы моторных масел – необходимость, а не экзотика.

Лубрифилм металл – идеальный выбор в данном случае, потому что он не меняет состав вашего масла, он меняет условия его работы:

  • Восстанавливает компрессию, уплотнение в камере сгорания, тем самым устраняет прорывы несгоревшего топлива в картер и утечки масла в камеру сгорания. Сгорание топлива улучшается за счет восстановленной компрессии.
  • Улучшаются условия работы моторного масла, что позволяет продлить его ресурс до следующей замены.